Новости

Исследователи Credit Suisse бум ICO – признак пузыря биткоина

В документе, написанном осенью 2017 года и опубликованном в Исследовательской сети общественных наук (SSRN) 12 января 2018 года, Дитмар Пиц (Dietmar Peetz) и Грегори Молл (Gregory Mall) из банка Credit Suisse, пришли к парадоксальному выводу. Они утверждают, что бум на рынке первичных размещений токенов (ICO) — индикатор пузыря биткоина. По данным Standard & Poor’s, Credit Suisse — один из 40 крупнейших банков мира с общим объемом активов более 800 миллиардов долларов.

Согласно Пицу и Моллу, биткоин не следует рассматривать как валюту. Вместо этого о нем стоит говорить, как о новом классе активов. В документе отмечается, что эпохальный ценовой рост биткоина, который начался в сентябре 2015 года и усилился в июле 2017 года, явно неустойчив в долгосрочной перспективе. Однако в документе также отмечается «Есть аргументы в пользу продолжения этой тенденции в течение некоторого времени».

Бум ICO

2017 год стал годом ICO – с помощью этого нового метода финансирования стартапам по всему миру удалось собрать более 5 миллиардов долларов. Основная идея ICO заключается в том, что компания или проект создают новый токен (обычно стандарта ERC-20 на Эфириуме), который будет иметь какое-то практическое применение на платформе либо находящейся в разработке, либо уже доступной. Вопрос о том, стоит ли рассматривать подобные токены как средство инвестиции или спекуляции, пока остается открытым.

«Токены ICO часто торгуются по грошовым ценам, затем могу резко взлетать в течение нескольких часов и часто торгуются с очень низкой ликвидностью», — говорится в документе Пица и Молла. 

«Большинство из этих компаний просто предлагают так называемый «white paper» — бизнес-план, который объясняет, какой продукт компания хочет развивать в будущем и как она хочет его продавать. Большинство из этих обещанных проектов оцениваются как имеющие огромный потенциал, однако не ясно, будут ли они вообще когда-то реализованы».

В документе также отмечается, что эти «ICO-компании» могут продолжать привлекать крупные суммы денег в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В качестве доказательств этого утверждения Пиц и Молл указывают на то, что суммы, полученные через ICO, продолжали расти даже после того, как Комиссия по ценным бумагам и биржам США  прошлым летом начала предупреждать инвесторов об опасности подобных инвестиций.

В документе иррациональный ажиотаж вокруг ICO также сравнивается с пузырем доткомов. При этом Пиц и Молл отмечают ключевое различие в том, что в эру доткомов по крайней мере существовали компании, торгующие реальными товарами и регистрирующие движение денежных средств.

Остается главный вопрос — существует ли прямая корреляция между ценой токена и уровнем успеха, достигнутым его платформой.

«Большинство инвесторов признают наличие пузыря», — говорится в документе. «Тем не менее, они утверждают, что дешевые кредиты центрального банка помогут ему расти, тем самым привлекая еще больше инвесторов (спекулянтов), которые ищут легкую прибыль. Они остаются в среде, надеясь, что найдется кто-то глупее их, кто в итоге пострадает».

Власти могут предотвратить становление биткоина как валюты

В то время, как некоторые люди используют биткоин или другие криптовалюты просто потому, что у них нет другого варианта, доступного им для определенного типа транзакций, Пиц и Молл утверждают, что биткоин не является транзакционной валютой — в основном из-за его неспособности действовать в качестве расчетной денежной единицы.

Несмотря на то, что в документе отмечается снижение волатильности биткоина с 2014 года и возможность ее дальнейшего падения благодаря финансированию актива, Пиц и Молл также утверждают, что валюта не может работать как клиринговый механизм для платежей, если ее нельзя точно оценить.

«Чрезвычайно высокая волатильность цены биткоина делает криптовалюту непригодной для существования в качестве повседневного средства обмена», — говорится в документе.

В дополнение к отсутствию стабильности цены, Пиц и Молл также указывают на множество причин, по которым, по их мнению, широкое использование дефляционного актива может нанести ущерб общей экономике. Поэтому в документе утверждается, что властям стоит предотвратить превращение биткоина в валюту.

Пузырь биткоина может расти дальше

Итак, что будет дальше? Согласно Пицу и Моллу, пузырь биткоина будет существовать еще некоторое время.

«Мы считаем, что наиболее реалистичный сценарий для биткоина, основанный на предположении, что криптовалюта не будет запрещена крупными регуляторами, заключается в том, что она будет продолжать расти в краткосрочной и среднесрочной перспективе с увеличением институционального спроса до первоначального затухания», — говорится в документе.

С точки зрения Пица и Молла, финансовая поддержка биткоина является симптомом пузыря, где есть деньги, доступные для инвестиций, и где отсутствуют эффективные инвестиции в реальную экономику.

«Бесплатное одалживание денег и легкий доступ к капиталу и кредитным плечам (для крупных компаний) подпитывают пузырь», — говорится в документе. «Агрессивно смягчив последствия финансового кризиса 2008 года посредством беспрецедентной глобальной девальвации денег, которая длится почти десять лет, центральные банки привели нас в инвестиционную среду, наполненную пузырями».

Что касается конкретных событий, которые могут привести к разрушению пузыря биткоина, в документе в качестве двух возможных сценариев упоминается крах на рынке акций или потенциальный запрет на владение биткоином.

Комментарий Bits.media

Несмотря на кажущуюся логичность, документ полон противоречий. В частности, ICO как способ финансирования никак не привязан к биткоину и вообще классическим криптовалютам. Кампании краудфандинга в форме ICO могут осуществляться в виде продаж виртуального токена, выпущенного на любой специализированной платформе, в том числе не являющейся блокчейном криптовалюты.

Объем рынка ICO (указанные выше 5 миллиардов долларов) составляет менее 1% общей капитализации криптовалют, и поэтому не оказывает существенного влияния на рынок в целом. Многие сторонники криптовалют и вовсе считают ICO опасной и ненадежной схемой финансирования, больше всего подходящей мошенникам. Бум ICO способствовал многократному росту Эфириума, но  не имеет связи с естественным ростом популярности биткоина и других классических криптовалют, никак не участвующих в процессе продажи токенов.

Что касается рассуждений о «пузыре биткоина», многократно повторявшихся с небольшими вариациями в течение нескольких лет, то они не делают чести такому учреждению, как Credit Suisse. На рынке биткоина уже как минимум четыре раза надувались и лопались аналогичные теперешнему «пузыри», но каждый из них был во много раз больше предыдущего, и с каждым годом популярность и применение биткоина только продолжают расти. В конце 2017 года биткоин успешно проложил дорогу на регулируемые фьючерсные рынки, а его волатильность неизбежно снижается с каждым годом. Тем не менее, каждые несколько месяцев выходит очередной «научный» труд, в котором очередные «исследователи» бесконечно повторяют одни и те же забитые аргументы, даже не пытаясь применить их к реально сложившейся обстановке. Обосновать эти доклады можно только тем, что наибольшую опасность биткоин представляет вовсе не для инвесторов, а для самих банков, делая их лишним и легко заменяемым звеном в новой экономике.

Биткоин существует уже десятый год, и за это время, что признают даже сами исследователи, из «игрушки для программистов» он вырос до «нового класса активов», который торгуется на крупнейших мировых биржах и обсуждается правительствами крупнейших экономик и международными организациями. Проекты на блокчейне внедряются в государственные, корпоративные и частные структуры, включая такие критически важные отрасли, как энергетика, грузоперевозки и здравоохранение. 

Все это наглядно говорит о том, что технология работает, и биткоин, для которого она и была разработана, стал одним из многих применений блокчейна. И хотя будущее криптовалют все еще туманно, говорить о том, что под ними нет реальной основы — значит, отрицать очевидное. И даже самым близоруким «исследователям» придется со временем признать, что пузырь стал твердым стеклянным шариком, а инвестиции в биткоин более надежны и перспективны, чем в акции любой из корпораций или товарные фьючерсы.

И, наконец, еще одно. Власти не могут предотвратить становление биткоина как валюты. Они могут его только запретить. Но даже не рассуждая о том, что эффективность этого запрета будет не выше эффективности запрета торрент-трекеров, запрет криптовалют будет самым прямым и красноречивым доказательством того, что государственные (фиатные) валюты — не столько средство обмена, сколько средство контроля государства над своими гражданами, стабильность которого держится только на массовом принуждении к его использованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *