Методы экологического проектирования
Процесс создания, отработки и использования современных методов и средств экологического проектирования может происходить исключительно на фоне радикального пересмотра ценностных ориентиров общества, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, поведенческих установок, и, в первую очередь тех, что касающихся взаимоотношений человека и природы и реализуются через отношение человеческого общества к окружающей среды и к экологическим проблемам мира в целом.
С другой стороны, конкретные науки и практические сферы используют соответствующий типовой инструментарий, методики, способы, подходы и т. д., позволяющие комплексно решать широкий спектр экологических задач при экологическом проектировании. Все это в полной мере касается и дизайн-эргономической деятельности, ее методов и методологии, вобравшая в себя систему принципов и способов организации проектирования деятельности человека в любых условиях.
Одновременно методология и методика в дизайне является одной из сложных и противоречивых проблем его теории. многочисленные попытки осмыслить методы дизайнерского творчества с позиций «Корректной» теории не имели успеха, в первую очередь потому, что неизвестной и время загадочной остается сама технология творчества, а некая «неорганизованность» дизайна объясняется еще и его принадлежностью к сфере искусств, в которой результативность связывают со свободой творчества. Еще одно: деятельность дизайнера, развитие уровня и качества его продукта невозможны без сопутствующего движения и склонности потребителя (пользователя).
Взаимоотношения дизайнера с обществом в виде потребителя обусловливают процесс, во время которого устанавливаются или отбрасываются текущие потребительские стандарты. При этом амбиции потребителя удовлетворяются и это становится основой для дальнейшего движения и одновременно мотивацией дизайнерского творчества. Неудивительно, что не только методика, но даже содержание дизайнерской деятельности неоднократно менялся, а были времена, когда эти изменения происходили почти каждые 10-20 лет.
Динамичное развитие мирового сообщества привел к переосмысления общей концепции человеческой деятельности как таковой. Одно из ведущих положений этой концепции и современных представлений о будущее цивилизации заключается в том, что человеческая сознание не хочет и не должна мириться с распределением жизни на производственную и гуманитарную сферы, на научную и педагогическую, на досуг и искусство. Она (человеческое сознание) стремится всеобщего единства целесообразного и осмысленного бытия, осознает целостность культуры и ее структурной полноте. Стремление этом с надеждой возвращено в том числе и в сторону дизайна, который призван восстановить эту целостность.
Применение того или иного метода определяется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых эта деятельность осуществляется. Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. В теоретическом аспекте дизайн-эргономические исследования также опираются на методы познания, например такие, которые используют почти все науки: анализ и синтез, идеализация и абстрагирование, сравнение, обобщение; или более некоторые из них: методы наблюдения, измерения, экспериментальные, индуктивные, гипотетико-дедуктивные, моделирование и тому подобное.